Три главных вопроса: Чему обучать? Ради
чего обучать? Как обучать? Стояли перед педагогами разных времен и
педагогических систем.
Думаю, что на первый вопрос можно
ответить, задав встречный вопрос: Каким мы хотим видеть ребенка в постоянно
меняющемся мире? Важно ли современному
человеку уметь: сохранять свое здоровье, ставить перед собой цель, планировать,
работать с различными видами потоков информации, творчески перерабатывать
знания, самостоятельно преодолевать возникшие затруднения?
Ответ очевиден: конечно важно.
Обратившись к современным нормативным
документам, я поняла, что переориентация дошкольного образования со знаниевого
подхода на выбор способов поддержки личностного становления конкретного ребенка
ставит меня перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации
образовательного процесса.
Всем известно, что в основу традиционной
системы образования был заложен объяснительно-иллюстративный метод. Считалось,
что главная задача педагога – доступно и наглядно объяснить, передать детям
знания, умения и навыки (так называемые ЗУНы), а задача детей – понять,
запомнить, потренироваться, усвоить. Своим основным результатом воспитатели
считали ЗУН выпускников, а ребёнок – похвалу, штампик, «медаль» и пр.
Перенос в Федеральном государственном
стандарте дошкольного образования акцента с подготовки детей к будущей
(взрослой) жизни на полноценное проживание детства как самоценного периода,
способствует изменению представлений и о результатах дошкольного образования.
Этим результатом должен стать в первую очередь свой для каждого уровень
развития любознательности, самостоятельности, активности, познавательной
инициативы, готовности к действиям в новой, нестандартной ситуации, в условиях
дефицита информации к поиску решений, преодолению ошибок и неудач.
Мы видим, что ФГОС ДО выдвигает большие
требования к педагогу и для того, чтобы ответить на вопрос: «Как обучать,
развивать?», необходимы новые педагогические инструменты.
В педагогической
практике воспитателей нашего детского сада
таким инструментом стал системно - деятельностный подход, в основе
которого лежит технология
«Ситуация»-модификация технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон.
Используя данный метод, педагог перестает
быть просто транслятором знаний. Он
становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной
познавательной деятельности детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий